Первый шаг при создании своего дела – это зарегистрироваться в налоговой инспекции. Теперь за один визит к нотариусу граждане смогут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть свою фирму.
Официальное оформление собственного бизнеса предполагает кропотливое и долгое заполнение документов. Если вдруг закралась ошибка, бумаги вернут и предложат привести в надлежащий вид. Вступающие в силу с 25 августа изменения в Закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате оптимизируют процедуру представления документов в регистрирующий орган при создании юридического лица или получении статуса индивидуального предпринимателя (ИП). Теперь обязательным участником процедуры, станет нотариус. Он поможет заполнить заявление и сам отправит его в налоговую службу. Самим заявителям не придется тратить нервы на бумажную волокиту. С них снимаются вопросы, связанные с посещением налоговой или МФЦ, оформлением электронной подписи. Исключены обременения, связанные с необходимостью удостоверения доверенности для представителя заявителя, курьера, который предоставит документы в регистрирующий орган.
В статью 9 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вносится условие о нотариальном свидетельствовании подлинности подписи заявителя на документах, представляемых при государственной регистрации юрлица или ИП. В рамках единого нотариального действия нотариус засвидетельствует подлинность подписи и направит в регистрирующий орган необходимые документы, подписав их своей квалифицированной электронной подписью. Документы направляются незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня, через Интернет либо посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, что значительно ускорит прохождение всей процедуры. По сути дела, заявителю будет достаточно дважды посетить ближайшего нотариуса — в день подачи документов и для получения итогового решения.
С 25 августа вступают в силу также поправки, внесенные в статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Этими поправками исключена необходимость нотариального удостоверения доверенности, на основании которой действует представитель заявителя при государственной регистрации создаваемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если в создании юридического лица участвуют несколько учредителей, заявление направляются в осуществляющий государственную регистрацию орган нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи последнего из заявителей на указанном заявлении.
Однако до обращения к нотариусу надо будет оплатить госпошлину за регистрацию юрлица или ИП и сформировать достаточно простой пакет документов. Их перечень применительно к индивидуальным предпринимателям, определен статьей 22.1 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это среди прочего будут заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копия паспорта, ИНН. Для регистрации юридического лица, имеет смысл ознакомиться со статьей 12 указанного закона.
В работе нотариата есть и иные новшества, полезные для деловых людей. Так, с 29 декабря 2020 года два или более нотариусов могут дистанционно удостоверять сделки, стороны которых находятся в разных городах или по иным причинам не могут встретиться для подписания договора. В этом случае каждый из участников сделки обращается к нотариусу по месту своего нахождения, а те, проведя предварительную подготовку документов, удостоверяют сделку с помощью защищенных каналов видеосвязи. Дистанционно можно нотариально удостоверить любые двусторонние и многосторонние сделки, в том числе сделки с недвижимостью или долями в ООО.
Кроме того, с конца прошлого года ряд нотариальный действия можно совершить без личного обращения к нотариусу. Заявка на совершение нотариального действия в этом случае направляется через Интернет, в личном кабинете на портале Федеральной нотариальной палаты: https://lk.notariat.ru. Но в этом случае заявителю надо иметь подтвержденную регистрацию на портале Госуслуг и ключ усиленной квалифицированной электронной подписи.
Перечень нотариальных действий, доступных для совершения в удаленном режиме достаточно широк. Это совершение исполнительной надписи, выписка из Реестра уведомлений о залоге движимого имущества, обеспечение доказательств в сети интернет, конвертация электронного документа из одного формата в другой с сохранением юридической силы, свидетельство верности перевода, принятие на хранение либо выдача электронных документов, принятие на депонирование безналичных денежных средств для расчетов по сделке, принятие на депозит нотариуса безналичных денежных средств для исполнения обязательств, передача электронных документов третьим лицам. Иные нотариальные действия в удаленном режиме совершать нельзя, так как для этого требуются проверка соответствия воли и волеизъявления заявителя, разъяснение правовых последствий и ряд других действий, которые можно совершить только при личном общении нотариуса и гражданина.
Екатерина Бурцева,
нотариус Майкопского городского нотариального округа